Предположим, что полет совершается с работающим двигателем. Очевидно, что в процессе его работы изменение скорости полета будет происходить как благодаря влиянию тяги двигателя, так и благодаря гравитационным силам. После выключения двигателя суммарное изменение скорости полета будет обусловлено влиянием двух этих причин.
Исходя из приведенных рассуждений, сообщение, что скорость полета изменилась на 25 м/секунд — трудно пояснимо, если только вообще имеет смысл, поскольку оно в действительности отражает результат работы двигателя только косвенным образом.
Если пойти дальше по этому пути, то можно дойти до парадоксальных выводов, которые совершенно собьют с толку неискушенных читателей. Вот вам сообщение: ...была включена корректирующая двигательная установка, и скорость полета не изменилась. Возможно это? Да, возможно. Направьте тягу двигателя примерно по перпендикуляру к направлению скорости полета космического аппарата, и тогда после выключения двигателя скорость полета не изменится (но изменится ее направление!).
А вот еще одно возможное сообщение: ...в результате выполнения маневра, скорость полета изменилась на 5 км/секкунду. Неискушенный читатель воскликнет: «Вот это да, вот это двигатель!» А в сущности дело может обстоять совершенно иначе. Представим себе, что космический аппарат отлетает от Земли к Марсу. Здесь скорость полета быстро убывает и через несколько часов изменится с 11 км/сек до 6 км/сек. Пусть теперь на аппарате установлен двигатель, создающий силу тяги всего 1 грамм. Конечно, за время полета оп немного сдвинет аппарат, но это изменение будет совершенно мизерным, хотя формально скорость полета действительно изменилась на 5 км/сек. Очевидно, что в полученном изменении скорости главенствующую роль играли гравитационные силы, а не тяга двигателя.
Таким образом, когда встречается сообщение типа: ...скорость полета изменилась на 25 м/секунду, то имейте в виду, что произошло это не только за счет двигателя и каков в данном случае его вклад — неизвестно. Отсюда следует, что во всех случаях исчерпывающей характеристикой маневра выступает величина кажущейся скорости, поскольку в ее определении исключено влияние гравитационных сил и она прямо зависит от времени работы двигателя. Для реальных двигателей кажущаяся скорость никогда не равна действительному изменению скорости полета аппарата, но может достаточно близко приближаться к ней. Чем меньше время работы двигателя, тем эта разница меньше. В предельном (теоретически возможном) случае, когда время работы двигателя стремится к нулю (типа выстрела из ружья, ружье ведь тоже можно рассматривать как реактивный двигатель), то кажущаяся скорость становится равной действительному изменению скорости полета, поскольку гравитационные силы не успевают повлиять.
В баллистике, как об этом упоминалось выше, часто используются термины «импульс скорости», «корректирующий импульс». Они как раз и предполагают скачкообразное изменение скорости полета при мгновенном изменении тяги. Эти допущения используются довольно часто, особенно на стадии проектировочных расчетов. Но во всех случаях баллистики отдают себе отчет в возникающих при этом погрешностях и, конечно, не допускают их в реальных условиях обеспечения полетов, которые всегда вносят поправки в идеализированные предпосылки.