Корректируюшие управления движением космического аппарата

Корректируюшие управления движением космического аппарата15.06.2015г.

Корректируюшие управления движением космического аппарата

Корректируюшие управленияПрежде чем начать рассчитывать маневр, надо каким-то образом охарактеризовать ту новую орбиту или то новое положение космического аппарата, которое должно быть реализовано в результате маневра.
Конечная орбита или конечные условия могут задаваться различным образом. Часто их называют корректируемыми параметрами. Число их может быть различным, а конкретное математическое представление обычно определяется физическими или геометрическими требованиями к траектории движения космического аппарата либо к характеристикам его движения.
Если, ставится задача попасть на Луну (по типу полета станции «Луна-2»), то физические условия выполнения задачи пуска состоят в наведении космического аппарата на траекторию полета, пронизывающую Луну. Корректируемым параметром, следовательно, будет величина отклонения (промах траекторий от центра Луны). Задачей коррекции будет являться ликвидация промаха при полете на Луну. При этом совершенно не берется во внимание изменяющееся значение других характеристик движения, например, скорости подлета к Луне.
Эта задача может быть дополнена еще одним физическим условием: необходимо, чтобы момент достижения Луны был виден с территории России. Тогда добавляется еще один корректируемый параметр — время прилета станции к Луне. Задача коррекции — так изменить время прилета (если, конечно, в этом есть необходимость), чтобы момент соприкосновения станции с поверхностью Луны был виден с пунктов слежения, расположенных на территории России.
Когда ставится задача возвращения космического аппарата на Землю (по типу советских «Зондов» или американских «Аполлонов»), то для обеспечения посадки его на Землю путем торможения в атмосфере необходимо, очевидно, очень точно выдержать высоту подлета к Земле, чтобы, двигаясь в атмосфере, космический аппарат затормозился и приземлился в заданном райопе. Значит, в качестве корректируемого параметра здесь можно принять высоту пролета космического аппарата над Землей. Если в результате прогноза движения окажется, что эта высота является слишком большой (космический аппарат обходит Землю, не захватываясь атмосферой) или, наоборот, очень малой (космический аппарат врезается в Землю), то цель коррекции — исправление высоты пролета над Землей до необходимого значения. Но к Земле можно подлететь на одной и той же высоте в самое разное время, вследствие чего посадка спускаемого аппарата может произойти на любой долготе. Но спускаемый аппарат должен приземлиться именно там, где его ожидают. Значит, для нормальной посадки на заданной долготе необходимо выполнить еще одно условие — время прилета. Регулируя это время, мы как бы позволяем Земле провернуться относительно подлетной траектории на тот или иной угол с таким расчетом, чтобы траектория упиралась в заданную точку посадки. Таким образом, вторым корректируемым параметром будет являться или угол между плоскостью подлетной траектории и точкой посадки на Земле в момент посадки, или же полетное время, поскольку угол поворота Земли вокруг своей оси пропорционален времени.
Однако через одну и ту же заданную на Земле точку посадки можно провести бесчисленное множество подлетных орбит, меняя наклонение их плоскостей. Поэтому еще до пуска выбирают какое-либо одно наклонение, обеспечивая тем самым возможность следить с определенных точек Земли за спускаемым аппаратом. Значит, в качестве третьего корректируемого параметра может быть взято наклонение плоскости орбиты.
Конечно, это не единственная система корректируемых параметров, обеспечивающая возвращение космического аппарата к Земле. Она может быть и иной. Мы просто на конкретном примере хотели показать, из каких соображений выбираются эти параметры.
Аналогичных примеров можно было бы привести множество. Но существо одно — конечная орбита должна отвечать строго определенным требованиям. Они выражаются в виде номинальных значений корректируемых параметров, которые должны быть реализованы в результате выполнения маневра, а также точности их реализации. Допустимый разброс высоты пролета над Землей, не должен превышать 10—13 км. Обеспечив точность нацеливания и требуемых коррекций, возможно осуществить мягкую посадку на Землю.
По числу коррекций часто называют однопараметрической, двухпараметрической и трехпараметрической.



1÷8 ][ 9÷16 ][ 17÷24 ][ 25÷32 ][ 33÷40 ]  «…4142434445464748…»  [ 49÷56 ][ 57÷64 ][ 65÷72 ][ 73÷80 ][ 81÷88 ][ 89÷96 ][ 97÷104 ][ 105÷112 ][ 113÷120 ][ 121÷128 ][ 129÷136 ][ 137÷144 ][ 145÷152 ][ 153÷160 ][ 161÷168 ][ 169÷176 ][ 177÷184 ][ 185÷192 ][ 193÷200 ][ 201÷208 ][ 209÷216 ][ 217÷224 ][ 225÷232 ][ 233÷240 ][ 241÷248 ][ 249÷256 ][ 257÷264 ][ 265÷272 ][ 273÷280 ][ 281÷288 ][ 289÷296 ][ 297÷304 ][ 305÷312 ][ 313÷320 ][ 321÷328 ][ 329÷336 ]

 

«… 

«…

«…

«…

 
HDTV  VIVA      
@Mail.ru  Rambler's Top100
, , , , , . , .